Огородников и дачников ждут райские кущи...
7 мая 2024 года проведена церемония
подписания Соглашения о предоставлении гранта Правительства Республики Коми на финансовое обеспечение проекта в сферах науки, технологий и инноваций.
По итогам конкурса, на предоставление гранта Правительства Республики Коми в форме субсидий на финансовое обеспечение проектов в сферах науки, технологий и инноваций из 8 работ победил проект Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук «Известковые мелиоранты для рекультивации нарушенных земель, улучшения качества почв и повышения их плодородия».
Цель проекта – разработка эффективных технологий переработки минерального сырья и получение новых материалов (мелиорантов) для увеличения плодородия почв путем известкования. По итогам проекта будет проведена государственная регистрация нового местного продукта – известково-щелочного мелиоранта и включение его в каталог агрохимикатов, зарегистрированных на территории Российской Федерации.
Здоровая, плодородная почва имеет основополагающее значение для успешного производства сельскохозяйственных культур. Сегодняшние реалии выдвигают требования к производству большего количества продовольствия с меньшего количества земли. Это может быть достигнуто только за счет повышения урожайности, повышения товарной урожайности и качества продукции растениеводства.
Основными барьерами на пути повышения продуктивности в регионах активного земледелия является подкисление почвы и дисбаланс питательных веществ в посевах. Избыточная кислотность почвы нарушает нормальный ход ферментативных процессов, углеводный и белковый обмен в растении, затрудняет образование белка при увеличении содержания небелкового азота.
Кислые северные почвы бедны элементами питания, в Республике Коми 86% пахотных почв нуждаются в раскислении, и эту проблему поможет решить мелиорант – конечный продукт грантового проекта.
Игорь Николаевич Бурцев, директор Института геологии имени академика Н.П. Юшкина Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук заверил "дачников и огородников", что с помощью Мелиоранта «их ждут райские кущи».
Срок реализации проекта 2 года (2024-2025 гг.). Сумма гранта составляет 7,0 млн руб. (3,5 млн руб. в 2024 г. и 3,5 млн руб. в 2025 г.).
В результате реализации проекта будет создано 3 высокотехнологичных рабочих места; получен патент на изобретение. Планируемая выручка составит более 19 млн руб. по истечении 3 лет после реализации проекта.
Основными исполнителями проекта являются:
Руководитель проекта - Бурцев Игорь Николаевич, кандидат геолого-минералогических наук, директор Института геологии;
Перовский Игорь Андреевич, кандидат геолого-минералогических наук, научный сотрудник
Шушков Дмитрий Александрович, кандидат геолого-минералогических наук, старший научный сотрудник
Броварова Ольга Владиславовна, кандидат химических наук, научный сотрудник;
инженерно- технический состав:
Якимов Максим Владимирович,
Игнатьев Григорий Владимирович.
В реализации проекта имеется заинтересованное в результатах юридическое лицо (ООО «Вершина»), директор Веселков Евгений Андреевич. Партнер софинансирует проект и предоставляет производственные мощности для его реализации. И в первую очередь, ощущается главная поддержка самого мощного инвестора научного проекта» - Правительство Республики Коми.
Таким образом, вложенные в проект средства республиканского бюджета Республики Коми в размере 7 млн.рублей вернутся в виде налоговых отчислений с лихвой.
Участники подписания Соглашения:
- Якимова Наталья Владимировна, министр образования и науки Республики Коми,
- Чиликина Ольга Александровна, заместитель министра сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми,
- Дёгтева Светлана Владимировна, директор ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, член- корреспондент РАН,
- Бурцев Игорь Николаевич, директор Института геологии имени академика Н.П. Юшкина ФИЦ Коми НЦ УрО РАН,
- Веселков Евгений Андреевич. директор ООО «Вершина»,
- Перовский Игорь Андреевич координатор проекта, научный сотрудник лаборатории минерально-сырьевых ресурсов Института геологии имени академика Н.П. Юшкина ФИЦ Коми НЦ УрО РАН,
- Ладанов Павел Владимирович, начальник отдела профессионального образования и науки Министерства образования и науки Республики Коми.
Пожелаем всем участникам проекта успехов!
Ученые Коми научного центра вошли в команду по разработке метода соединения многостенных углеродных нанотрубок с титановой подложкой.
В настоящее время особое внимание уделяется разработке высокоэффективных, то есть обладающих повышенной мощностью, длительным сроком службы и высокой скоростью заряда-разряда, суперконденсаторов на основе новых композитных электродных материалов.
https://scientificrussia.ru/articles/ucenye-predlozili-po-novomu-soedinat-uglerodnye-nanotrubki-dla-superkondensatorov
В рабочую группу входят ученые Санкт-Петербургского государственного университета, Омского государственного технического университета, Омского научного центра СО РАН , от ФИЦ Коми НЦ УрО РАН вошли
Петрова Ольга, старший научный сотрудник лаборатории экспериментальной физики Физико-математического института ФИЦ Коми НЦ УрО РАН
Бакина Ксения, инженер-исследователь, аспирант лаборатории экспериментальной физики Физико-математического института ФИЦ Коми НЦ УрО РАН
Разработанный подход позволяет обойтись без полимерных связующих и может быть использован для разработки новых композитных электродных материалов суперконденсаторов с улучшенными характеристиками.
Одностенные углеродные нанотрубки — это протяженные цилиндрические структуры диаметром от одного до нескольких десятков нанометров, образованные одним слоем атомов углерода. Они обладают высокой электропроводностью, механической прочностью и химической стабильностью.
Использование суперконденсаторов нанокомпозитов на основе многостенных углеродных нанотрубок и электропроводящих полимеров в качестве материала для таких электродов позволяет повысить емкостные характеристики суперконденсатора. Это становится возможным за счет большой поверхностной площади, увеличивающей емкость двойного электрического слоя, и дополнительного вклада псевдоемкости от полимера.
Многостенные нанотрубки чаще всего состоят из множества вложенных друг в друга одностенных нанотрубок, которые применяются в разных областях. Например, в машиностроении для увеличения прочности и износостойкости кузовных элементов и шин, а в микроэлектронике — для создания сверхэффективных устройств нового поколения.
Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда, опубликованы в научном журнале Nanomaterials. Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/).
"Одной из проблем при практическом применении таких материалов является слабая адгезия, то есть сцепление нанотрубок с токосъемной подложкой. На данный момент это решают путем добавления полимерных связующих (биндеров) во время приготовления самого электрода. В качестве таких биндеров могут выступать поливинилиденфторид, карбоксиметилцеллюлоза, бутадиен-стирольный латекс и другие материалы. Однако, как отмечают ученые СПбГУ, биндеры снижают электропроводимость, а также влияют на пористую структуру получаемого материала"<>
«Мы с коллегами предложили новый подход, который позволяет повысить адгезию — сцепление — многостенных нанотрубок к поверхности металлической (титановой) подложки. Разработанный нами способ предполагает изменение интерфейса на границе "слой нанотрубок — подложка" за счет использования непрерывного пучка ионов гелия», — объяснил один из авторов работы, старший научный сотрудник СПбГУ (кафедра электроники твердого тела) Петр Корусенко.
Работа выполнена в рамках проекта, поддержанного грантом Российского научного фонда, «Новые нанокомпозиты на основе электропроводящих полимеров poly-[M (Salen)] (M=Co, Ni, Cu) и углеродных наноструктур для суперконденсаторов: атомно-электронное строение и электрохимические свойства по данным XPS, NEXAFS, EXAFS спектров и электрохимических измерений
Результаты опубликованы в статье Improving the Adhesion of Multi-Walled Carbon Nanotubes to Titanium by Irradiating the Interface with He+ Ions: Atomic Force Microscopy and X-ray Photoelectron Spectroscopy Study.
ссылка на статью - https://doi.org/10.3390/nano14080699
Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/).
22-24 апреля т.г. в Сыктывкаре проходила XVII Всероссийская научная конференция «Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере». Организаторами конференции выступили Правительство Республики Коми, ГОУ ВО «Коми республиканская академия государственной службы и управления» (ГОУ ВО КРАГСиУ), Федеральный исследовательский центр Коми НЦ УрО РАН при поддержке Коми АО «АЛЬФА-БАНК». В рамках конференции 23 апреля состоялся симпозиум «Исследование социальных трансформаций в регионах Европейского Севера России (история и совре6менность)», посвященный плановой научно-исследовательской теме историков ИЯЛИ ФИЦ Коми НЦ УрО РАН «Трансформации общества, власти и экономики в регионах европейского севера России», рассчитанной на 2022 – 2025 гг. Модераторами симпозиума выступили А.А.Попов и М.В.Таскаев. В программу работы симпозиума включили 28 докладов, среди которых были в т.ч. доклады министра национальной политики Республики Коми Р.В.Носкова, председателя Общественной палаты Республики Коми Г.Ф.Хатанзейского, докторов исторических наук С.Н.Полторак и А.В.Зотовой (Санкт-Петербург), Е.К.Минеевой (Чебоксары), В.А.Бердинских (Киров) и др. Симпозиум открыл М.В.Таскаев. Как научный руководитель плановой темы историков института ЯЛИ ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, он подвел итоги исследований за 2023 год и наметил задачи на следующий период. На симпозиуме прозвучали доклады А.Н.Турубанова и И.А.Тюкавиной «Изучение научной проблемы «Роль И.П.Морозова в развитии индустриального потенциала Коми АССР в 50-80-е гг. ХХ столетия» в исторической литературе», И.И.Лейман «Факторы риска торгово-предпринимательской деятельности купечества в середине – второй половине XIX в. (на примере Вологодской губернии)», Е.Л.Даньщиковой «Сохранение исторической памяти о государственных деятелях Республики Коми: биобиблиографический указатель «Ю.А.Спиридонов» и др. Большой интерес вызвали презентации аспиранта ИЯЛИ А.Н.Поташова «Идеологическое и патриотическое воспитание в детских садах Коми АССР в 1946-1953 гг.» и А.А.Кутузовой «Докладная записка НКВД Коми АССР «Об отношении различных слоев населения республики к Советско-Финляндской войне» от 17 декабря 1939 г., как источник». По окончании совместного доклада А.А.Кутузовой и Д.А.Кошелева, посвященного системе гражданской науки, на симпозиуме развернулась дискуссия, в которой приняли активное участие Н.М.Игнатова, А.А.Попов, П.П.Котов, А.В.Самарин, М.В.Хайдуров. Под занавес работы симпозиума доктор географических наук В.И. Силин пригласил всех на экскурсию по выставке историко-географических карт, посвященных Российскому Северу, проводимую им в рамках конференции. По итогам работы симпозиума будет издан сборник авторских статей.
В рамках статьи научных сотрудников Светланы Григорьевны Низовцевой и Юлии Андреевны Крашенинниковой, (Институт языка, литературы и истории ФИЦ Коми НЦ УрО РАН расскажем об основных составляющих народных праздников, формирующих пасхальный цикл. Материалы о календарной пасхальной обрядности записывались сотрудниками ИЯЛИ ФИЦ Коми НЦ УрО РАН в ходе фольклорных экспедиций, они дают представление о местной календарной традиции XX — начала XXI в.
https://www.elibrary.ru/download/elibrary_59740562_82347390.pdf
Анализ пасхального цикла, включающего Вербное воскресенье, Чистый четверг, Страстную пятницу, Пасху и примыкающие к последней Радуницу и Семик, позволяет говорить о весьма развитой пасхальной традиции у заводского русского населения Республики Коми. В целом календарной традиции заводских русских на территории Коми свойственна универсальность обрядовых форм на уровне ритуальной атрибутики и моделей поведения. Устойчивыми элементами пасхальной обрядности можно назвать хождение за вербой (Вербное воскресенье), мытье и чистка дома (Великий четверг), приготовление обрядовой пищи (на Пасху крашение яиц, выпечка куличей и пирогов), выполнение действий, связанных с обрядовыми атрибутами (хранение в доме веточек вербы, использование их при первом выгоне скота), посещение кладбища в родительские дни. Вместе с тем ритуальный и мифологический смысл некоторых практик переосмысляется или утрачивается вовсе (например, хлестание вербными ветками, перекрещивание хлева и др.). Отличительной особенностью местных календарных традиций является оформление пихтовыми ветками жилого пространства и стрельба из ружей/пушки накануне праздника Светлой Пасхи, а также наблюдение за игрой солнца в день Пасхи с целью определения будущего.
С Великим четвергом связана примета: «Если на ночь Страшного четверга ночью будет мороз — будет сорок утренников «Вот на четверг страстной если заморозок ударит, то будет сорок утренников мороза».
Пятницу накануне Пасхи номинировали Великодённая пятница, Страстная пятница, Страшная пятница. Считалось, что это самый скорбный день церковного года — именно в пятницу свершилось распятие и крестная смерть Спасителя, отсюда появился термин ‘страстная’ < ‘страсть как страдание’. О номинации ‘страшная пятница’, мотивированной значением страхания в связи с активностью нечистой силы, и / или модификацией слов (‘страстная’ > ‘страшная’). Каких-ли бо ритуалов, имевших место в этот день, не зафиксировано. «Скорбный характер и великопостные ограничения стали причиной запретов, накладываемых на хозяйственную деятельность и бытовое поведение» в частности, в сообщениях информантов говорится: «В Великодённую пятницу ничего не делали» «Самый страстный день, надо постить, вообще ничего не есть».
« ...я только слышал от матери, она дочке говорила: “Не ходи в клуб, сегодня Великодённая пятница. На пятницу не надо ходить в клуб”».
Предпасхальная суббота в этих традициях, как и повсеместно, была связана с активными приготовлениями к празднику: «В субботу она <мама информанта — стряпала, готовила вот к Пасхе, что нужно. Яйца красила, стряпала, всё это делала в субботу». По воспоминаниям информантов, когда еще функционировали церкви, родители и бабушки информантов обязательно посещали церковные пасхальные службы: «Ночная служба, как бабушка говорила, в ночную сходят, придут, начинают сразу что-то готовить к Пасхе. До этого они не едят ничего… <…>Ночью топят печки, пекут там шаньги, выпекают всего, готовят. До заутренней приготовят всего, потом сходят в церковь — заутреннюю отстоят. Как по настоящему-то. А потом приходят, только садятся за стол тогда, когда всё приготовлено, напечёно, яйца покрашены». Во всех поселениях записаны сведения о ритуале стрельбы из ружей. Вечером накануне Пасхи в субботу («накануне церковной службы», «часов в 8, 10 вечера», «в 12 часов ночи») стреляли из ружей; исполнение этого ритуала не прерывалось даже в Великую Отечественную войну. В п. Нючпас стреляли в том числе из пушки. Какое-то время из пушки стреляли и в Кажыме.
На колокольне церкви была маленькая медная пушка, палили во время службы, чтобы выгнать бесов. На годовщину Октябрьской революции пушку разорвало — люди поранились». По поверьям коми, в ночь на Пасху злые духи и их пособники — колдуны, как и в ночь на Великий четверг, были особенно активны, и чтобы отпугнуть злые силы, в эту ночь стреляли из ружей. На Удоре после первого удара колокола в день Пасхи каждый, кто имел ружье, выходил на улицу и три раза стрелял в воздух. Таким образом, стрельба на Пасху могла иметь, с одной стороны, охранительный характер (защита от нечистой силы), с другой стороны, оповестительную функцию (встреча и предвкушение праздника). Возможно, стрельба заменила колокольный звон в период закрытия и разрушения церквей. В настоящее время традиция стрельбы из ружей сохраняется, но вместо оружия местные жители стали использовать фейерверки и салюты.
Записаны сведения об игре солнца на Пасху и прогностическом характере этого явления. По поведению солнца на Пасху — «как солнце играет» — определяли погоду на будущее или само будущее: «А солнце ведь верно играет, заметно, когда смотришь.
Солнышко-то всходит по горизонту, красота». Если солнце играет, ярко, красиво светит, «гудит» — то всё будет хорошо: «Вот в Пасху в ночь ходили мы <гадать> — будет войне, не будет войне. Вот мы ходили — солнце играет, не играет солнце. И вот в Пасху оно должно играть. <…>И вот я маленький тоже ходил. Играет, и гудит, гудит, гудит! Так это приятно, всё хорошо будет! <…>Вот всегда в Пасху мы смотрели солнце. Обычай такой был. Очень боялись войны <Если оно играет красиво>, оно крутится всеми цветами радуги, что только не творит это солнце, именно в Пасху! В остальные дни смотрим — нету. Да, да, да. А когда не выйдет солнце, мутно, пасмурно — быть войне…, когда оно невеселое, нерадостное». По одному из свидетельств, записанных в п. Кажым, на Пасху дети могли смотреть на солнце через стеклышки, зачерненные сажей от горения спички. Уместно упомянуть, что многочисленные свидетельства об игре солнца на Пасху зафиксированы, например, у вятских переселенцев в Марий Эл, на территории Ульяновского Присурья и др.
Воскресенье последней недели Великого поста называется Ыджыт Лун (буквально: «Большой день»). В народном календаре с Пасхой связывали весеннее пробуждение сил природы. Праздник подвижный, высчитывается по лунному календарю, в 2024 году он приходится на 05 мая.
К Пасхе основательно готовились: накануне в пятницу на Страстной неделе мыли избы, иконы, а в субботу после обеда стряпали, красили яйца, строили качели.
Торжество пробуждающейся природы издавна связывалось с крашеным яйцом – символом плодородия. Яйца красили луковой шелухой, ивовой и ольховой корой, травой зверобоя.
Красный цвет яиц напоминал о солнце и весеннем времени года. Для некоторых мест типичным было раскрашивание пасхальных яиц. Яйцо крестообразно обматывали ниткой и опускали в воду, после варки нитки снимали, и на поверхности образовывались белые кресты. Широко известна среди коми-пермяков примета о том, что покрашенное равномерно яйцо обещает хорошее лето, а с белыми пятнами – плохое. Коми-пермяки верили в исцеляющие свойства пасхальных яиц. Первое вынутое из отвара яйцо разламывали и клали на стол в переднем углу избы. Его предназначали для умерших родителей. Второе яйцо клали на божницу. Остальные яйца укладывали в висевшие перед иконами соломенные корзинки кольть видзан (дословно: яичный держатель).
Красный цвет ритуального яйца в древней символике ассоциировался с образом солнца, а позднее с кровью Христа». С разговления пасхальным яйцом начиналось пасхальное утро. Во многих традициях известен обычай делить первое яйцо между членами семьи, собравшимся за пасхальным столом. В наших поселениях также за[1]писаны сведения о том, что разрезали на части одно яйцо (как правило, по количеству едоков) и все члены семьи должны были съесть по кусочку: «это называется “постятся”» . «Яйцо разобьём и на четыре части делим его, чтоб <каждому досталось>. И хоть и сейчас, хоть и много яиц, а всё равно раз[1]резаешь и делишь на четыре части. Чтоб на четверых разделить яичко. Почему-то, не знаю почему. И сейчас делим, хоть и яиц много. Потом-то едим хоть сколько» . «В данной смысловой линии пасхальная пища выступает как пища ритуальная, символизирующая собой единое целое, которое разделяется на равные доли между всеми членами рода и актуализирует их единство». В п. Нювчим зафиксирована информация, что также куличи пекли на каждого члена семьи. Один кулич оставляли, чтобы в Родительскую Пасху (через 9 дней после Пасхи), во вторник, принести на кладбище.
Следуя старинному обычаю, яйца обязательно дарили крёстным. Ими менялись по пути в храм с теми, кого встречали по дороге. Поэтому перед тем, как отправиться на пасхальную службу, запасались яйцами. Приготовленные для обмена яйца не показывали, хранили в рукаве, за пазухой. Друг другу передавали яйца и смотрели: кому попадало большое яйцо, тот должен жить много лет. Если попадало яйцо всмятку, у того и жизнь пойдёт всмятку. По поверью, яйца с крестами обладали более сильным магическим действием. Их бросали против ветра, града, а во время пожара – на крыши построек, чтобы остановить огонь. Шелухой крашеных яиц лечили царапины, желудки.
Во многих семьях пасхальное яйцо клали к иконам и хранили в течение года («лежит от Пасхи до Пасхи»). Существовал запрет выбрасывать это яйцо: его можно было закопать в землю, скормить скоту или унести в Радуницу, Семик на кладбище. Зафиксированы представления, что пасхальное яйцо не портится, наделено защитными и целебными свойствами: оберегает дом от пожара, если находится в доме или помогает тушить огонь. Яйцо использовали при лечении скота: им проводили по хребту заболевшего животного.
На Пасху обязательно готовили оладьи и картофельные шаньги – кулики. Кулики относятся к числу старинных блюд. Они заменяли куличи, которые были известны многим православным русским. Куличи стали появляться только в 1930–1940-е годы. Утром все члены семьи обязательно разговлялись яйцами, куликами, пельменями. Бывало, что на солее появлялись оставшиеся с Масленой кулики. Перед употреблением их размачивали в молоке и разогревали в печи. Называли такие кулики паской. Их обязательно запивали молоком.
По окончании церковной службы и разговения в храме священнослужители обходили дома своего прихода. Они христосовались с жителями, освящали жилище святой водой. Дети ходили к родственникам и собирали яйца. Когда приходили за яйцами, то говорили: «Христос воскресе!»
Парни поднимались на колокольни, но звонить разрешалось только тем, кто звонарю давал яйцо или кулик-паску.
На Пасхальной (Светлой) неделе самым популярным развлечением были дюттян (качели). Перед началом качания качели «заклинали»: «Ноге (опоре) не сломаться, верёвке не рваться, доске не треснуть– хорошо качать». Все игры на Пасху имели обрядовое значение, связанное с будущим урожаем. Для молодёжи время качелей превращалось в праздник семейно-родственных встреч, угощений, близких знакомств. Качели делали с брёвен, потом у кого цепи, у кого что, качались на качелях».; «Качуля была на цепях, такая большая была. И доска, и на доске помногу людей сидели». качели выступают универсальным символом цикличности годовых природных процессов, циклического движения солнца и цикличности времени.
«Что посеешь, то и пожнешь» – гласит русская пословица и очень метко отражает идею проведения VI Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Аграрная наука на Севере – сельскому хозяйству».
25-26 апреля на площадке республиканского молодежного ресурсного центра научное сообщество при тесной поддержке Правительства Республики Коми обсудили актуальные вопросы аграрной отрасли.
Развитие агропромышленного комплекса республики в современных условиях невозможно без научных инноваций, качественного научного сопровождения. Разработка новых научно обоснованных и усовершенствованных систем животноводства, землепользования, прогрессивных энерго- и ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих повышение плодородья почвы, рост урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности сельскохозяйственных животных необходимая составляющая АПК республики.
Коми научный центр на подиумной площадке провел презентацию Атласа картофеля северных сортов, хвойных витаминных добавок для животных с целью увеличения урожайности и повышения качества продуктов питания. Демонстрировались цифровые интеллектуальные технологии для внедрения в фермерские хозяйства.
Участие в общественном диалоге представителей Правительства Республики Коми определило, что агропромышленный комплекс является важнейшей составляющей экономики России.
Поднятые на конференции вопросы эффективного развития АПК, обеспечения продовольственной безопасности страны являются приоритетами направлениями государственной политики.
Выступающие акцентировали внимание на то, что аграрный сектор отвечает за производство жизненно важной для населения продукции.
Все участники конференции обращали внимание на то, что в условиях открытой научно-технической конкуренции и климатических вызовов дальнейшее развитие сельского хозяйства без науки невозможно.
Представители аграрного сектора, те самые фермеры и сельские жители, акцентировали в дискуссии , что потребность в инновациях при решении вопросов земледелия, плодородия, семеноводства, животноводства, растениеводства все также высока.
Ученые Коми научного центра аргументировали в своих докладах , что внедрение науки увеличит производство качественной, экологически чистой продукции, обеспечит удовлетворение растущих потребностей внутреннего регионального рынка.
Участники конеренции выразили мнение, что дальнейшая судьба агропромышленного комплекса нашей республики напрямую зависит от желания и возможности сельских тружеников идти в ногу с научными достижениями.
На Институт агробиотехнологий им. А.В. Журавского, на ученое сообщество возложены большие надежды. Сотрудники Коми научного центра за последние годы накопили немало готовых решений, однако, их массовое использование по прежнему дело будущего.
А будущее у науки есть!
В рамках конференции были подведены итоги и награждены участник конкурса научных проектов " Сельское хозяйство в настоящее время: задачи, направления, перспективы".
Содержательность и уникальность детских работ вызывали бурные позитивные эмоции всей аудитории.
СМИ о нас:
https://vk.com/wall-79002029_52277