Золото в Коми не только ищут, но и исследуют в лаборатории минералогии Института геологии. С помощью сканирующего электронного микроскопа определяют состав золота, наличие и разнообразие примесей и, конечно, пробу драгоценного металла.

Сегодня добыча золота в Коми прекращена, однако ученые-геологи в тандеме с Всероссийским геологическим институтом продолжают изучение золотоносности Тимано-Североуральского региона, включая Полярный и Приполярный Урал, Средний Тиман. Основными задачами своих экспедиций и исследований они видят установление закономерностей размещения и условий формирования коренных и россыпных месторождений, построение эволюционно-генетических моделей.

Наиболее перспективным в отношении промышленной золотоносности ученые наряду с Кожимским районом называют Манитанырдский район Полярного Урала, расположенный вблизи Воркуты. К потенциально перспективным, требующим дополнительного изучения относят территорию Среднего Тимана – Усть-Цилемский, Княжпогостский районы РК.

Ученые считают, что открытие промышленных золоторудных месторождений имеет большое значение для экономики региона. При этом важно, чтобы разработка месторождений проводилась при строгом соблюдении экологических требований и в интересах жителей республики.

Долгие поиски. История

Первые сведения, возможно легендарные, о находках золота в нашем регионе восходят к концу ХV века. Намного позже, в 40–60-х годах ХIХ века академические экспедиции под руководством Н. Бурнашева и Э. Гофмана обнаружили на западном склоне севера Урала присутствие золота в рыхлых аллювиальных отложениях рек Щугор, Илыч, Лемва, Кожим. Тогда же предпринимались попытки организовать добычу золота на реке Печоре.

В начале 1940-х годов россыпное золото и золото в коренных породах было обнаружено на Среднем Тимане. В 1950–60-х годах в ходе научно-исследовательских работ геологи установили широкое распространение золота в отложениях многих водотоков западного склона Приполярного и Полярного Урала. Именно там ученые впоследствии смогли выделить наиболее перспективные участки и дать рекомендации по направлениям дальнейших поисков золотоносных россыпей и коренных месторождений.

Пик разведки залежей драгоценного металла пришелся на конец 1970-х – начало 1980-х годов. Он совпал с периодом бурного промышленного и экономического роста в Коми АССР.

В середине 1990-х годов в Интинском районе, в водораздельной части хребта Малдынырд геологи открыли золотопалладиевое месторождение «Чудное», названное так из-за необычного состава руд. Месторождение «Чудное» оказалось близко по составу к богатейшим месторождениям Австралии, на которых помимо золота и палладия добывают уран и редкоземельные металлы.

Золото в Интинском районе добывали недолго. В районе реки Кожим с 1980 по 2000 год добыли 3 тонны 472 килограмма золота.

Почему же добыча в конце концов прекратилась? Главной причиной была экологическая. Промывка значительных объемов рыхлых отложений в долинах левых притоков Кожима приводила к загрязнению вод, нарушению почвенного покрова. Кроме того, перестройка породила экономические трудности, связанные с удорожанием добычных работ. В 1994 году территорию месторождения «Чудное» включили в состав Национального парка «Югыд ва». В итоге любая хозяйственная деятельность на этой земле оказалась под запретом.

Полную версию статьи можно найти на сайте журнала «Регион»: В поисках золоторудных месторождений