В рамках статьи  научных сотрудников  Светланы Григорьевны Низовцевой и  Юлии Андреевны Крашенинниковой,  (Институт языка, литературы и истории ФИЦ Коми НЦ УрО РАН расскажем об основных составляющих народных праздников, формирующих пасхальный цикл. Материалы о  календарной пасхальной обрядности записывались сотрудниками ИЯЛИ ФИЦ Коми НЦ УрО РАН в ходе фольклорных экспедиций, они дают представление о местной календарной традиции XX — начала XXI в.

https://www.elibrary.ru/download/elibrary_59740562_82347390.pdf

Анализ пасхального цикла, включающего Вербное воскресенье, Чистый четверг, Страстную пятницу, Пасху и  примыкающие к  последней Радуницу и  Семик, позволяет говорить о  весьма развитой пасхальной традиции у  заводского русского населения Республики Коми. В  целом календарной традиции заводских русских на территории Коми свойственна универсальность обрядовых форм на уровне ритуальной атрибутики и моделей поведения. Устойчивыми элементами пасхальной обрядности можно назвать хождение за вербой (Вербное воскресенье), мытье и чистка дома (Великий четверг), приготовление обрядовой пищи (на Пасху крашение яиц, выпечка куличей и пирогов), выполнение действий, связанных с  обрядовыми атрибутами (хранение в доме веточек вербы, использование их при первом выгоне скота), посещение кладбища в  родительские дни. Вместе с  тем ритуальный и  мифологический смысл некоторых практик переосмысляется или утрачивается вовсе (например, хлестание вербными ветками, перекрещивание хлева и  др.). Отличительной особенностью местных календарных традиций является оформление пихтовыми ветками жилого пространства и стрельба из ружей/пушки накануне праздника Светлой Пасхи, а  также наблюдение за игрой солнца в день Пасхи с целью определения будущего.

 

 С Великим четвергом связана примета: «Если на ночь Страшного четверга ночью будет мороз  — будет сорок утренников «Вот на четверг страстной если заморозок ударит, то будет сорок утренников мороза».

 Пятницу накануне Пасхи номинировали Великодённая пятница, Страстная пятница, Страшная пятница. Считалось, что это самый скорбный день церковного года — именно в пятницу свершилось распятие и  крестная смерть Спасителя, отсюда появился термин ‘страстная’ < ‘страсть как страдание’. О  номинации ‘страшная пятница’, мотивированной значением страхания в  связи с  активностью нечистой силы, и / или модификацией слов (‘страстная’ > ‘страшная’). Каких-ли бо ритуалов, имевших место в этот день, не зафиксировано. «Скорбный характер и  великопостные ограничения стали причиной запретов, накладываемых на хозяйственную деятельность и  бытовое поведение» в частности, в  сообщениях информантов говорится: «В  Великодённую пятницу ничего не делали» «Самый страстный день, надо постить, вообще ничего не есть».

 « ...я только слышал от матери, она дочке говорила: “Не ходи в клуб, сегодня Великодённая пятница. На пятницу не надо ходить в клуб”».  

Предпасхальная суббота в  этих традициях, как и повсеместно, была связана с  активными приготовлениями к  празднику: «В  субботу она <мама информанта — стряпала, готовила вот к  Пасхе, что нужно. Яйца красила, стряпала, всё это делала в субботу». По воспоминаниям информантов, когда еще функционировали церкви, родители и бабушки информантов обязательно посещали церковные пасхальные службы: «Ночная служба, как бабушка говорила, в ночную сходят, придут, начинают сразу что-то готовить к  Пасхе. До этого они не едят ничего… <…>Ночью топят печки, пекут там шаньги, выпекают всего, готовят. До заутренней приготовят всего, потом сходят в  церковь  — заутреннюю отстоят. Как по настоящему-то. А потом приходят, только садятся за стол тогда, когда всё приготовлено, напечёно, яйца покрашены». Во всех поселениях записаны сведения о ритуале стрельбы из ружей. Вечером накануне Пасхи в субботу («накануне церковной службы», «часов в 8, 10 вечера», «в 12 часов ночи») стреляли из ружей; исполнение этого ритуала не прерывалось даже в  Великую Отечественную войну. В п. Нючпас стреляли в том числе из пушки. Какое-то время из пушки стреляли и в Кажыме. 

На колокольне церкви была маленькая медная пушка, палили во время службы, чтобы выгнать бесов. На годовщину Октябрьской революции пушку разорвало  — люди поранились». По поверьям коми, в ночь на Пасху злые духи и их пособники — колдуны, как и в ночь на Великий четверг, были особенно активны, и  чтобы отпугнуть злые силы, в  эту ночь стреляли из ружей. На Удоре после первого удара колокола в день Пасхи каждый, кто имел ружье, выходил на улицу и три раза стрелял в воздух. Таким образом, стрельба на Пасху могла иметь, с  одной стороны, охранительный характер (защита от нечистой силы), с  другой стороны, оповестительную функцию (встреча и  предвкушение праздника). Возможно, стрельба заменила колокольный звон в период закрытия и разрушения церквей. В настоящее время традиция стрельбы из ружей сохраняется, но вместо оружия местные жители стали использовать фейерверки и салюты.

Записаны сведения об игре солнца на Пасху и  прогностическом характере этого явления. По поведению солнца на Пасху  — «как солнце играет»  — определяли погоду на будущее или само будущее: «А  солнце ведь верно играет, заметно, когда смотришь. 

Солнышко-то всходит по горизонту, красота». Если солнце играет, ярко, красиво светит, «гудит»  — то всё будет хорошо: «Вот в Пасху в ночь ходили мы <гадать> — будет войне, не будет войне. Вот мы ходили — солнце играет, не играет солнце. И  вот в  Пасху оно должно играть. <…>И вот я маленький тоже ходил. Играет, и  гудит, гудит, гудит! Так это приятно, всё хорошо будет! <…>Вот всегда в  Пасху мы смотрели солнце. Обычай такой был. Очень боялись войны <Если оно играет красиво>, оно крутится всеми цветами радуги, что только не творит это солнце, именно в  Пасху! В остальные дни смотрим — нету. Да, да, да. А когда не выйдет солнце, мутно, пасмурно — быть войне…, когда оно невеселое, нерадостное». По одному из свидетельств, записанных в п. Кажым, на Пасху дети могли смотреть на солнце через стеклышки, зачерненные сажей от горения спички. Уместно упомянуть, что многочисленные свидетельства об игре солнца на Пасху зафиксированы, например, у  вятских переселенцев в Марий Эл, на территории Ульяновского Присурья и др.

Воскресенье последней недели Великого поста называется Ыджыт Лун (буквально: «Большой день»). В народном календаре с Пасхой связывали весеннее пробуждение сил природы. Праздник подвижный, высчитывается по лунному календарю, в 2024 году он приходится на 05 мая.

К Пасхе основательно готовились: накануне в пятницу на Страстной неделе мыли избы, иконы, а в субботу после обеда стряпали, красили яйца, строили качели.

 Торжество пробуждающейся природы издавна связывалось с крашеным яйцом – символом плодородия. Яйца красили луковой шелухой, ивовой и ольховой корой, травой зверобоя.

Красный цвет яиц напоминал о солнце и весеннем времени года. Для некоторых мест типичным было раскрашивание пасхальных яиц. Яйцо крестообразно обматывали ниткой и опускали в воду, после варки нитки снимали, и на поверхности образовывались белые кресты. Широко известна среди коми-пермяков примета о том, что покрашенное равномерно яйцо обещает хорошее лето, а с белыми пятнами – плохое. Коми-пермяки верили в исцеляющие свойства пасхальных яиц. Первое вынутое из отвара яйцо разламывали и клали на стол в переднем углу избы. Его предназначали для умерших родителей. Второе яйцо клали на божницу. Остальные яйца укладывали в висевшие перед иконами соломенные корзинки кольть видзан (дословно: яичный держатель).

Красный цвет ритуального яйца в  древней символике ассоциировался с образом солнца, а позднее с  кровью Христа». С  разговления пасхальным яйцом начиналось пасхальное утро. Во многих традициях известен обычай делить первое яйцо между членами семьи, собравшимся за пасхальным столом. В наших поселениях также за[1]писаны сведения о  том, что разрезали на части одно яйцо (как правило, по количеству едоков) и все члены семьи должны были съесть по кусочку: «это называется “постятся”» . «Яйцо разобьём и на четыре части делим его, чтоб <каждому досталось>. И  хоть и сейчас, хоть и много яиц, а всё равно раз[1]резаешь и делишь на четыре части. Чтоб на четверых разделить яичко. Почему-то, не знаю почему. И сейчас делим, хоть и яиц много. Потом-то едим хоть сколько» . «В  данной смысловой линии пасхальная пища выступает как пища ритуальная, символизирующая собой единое целое, которое разделяется на равные доли между всеми членами рода и  актуализирует их единство». В п. Нювчим зафиксирована информация, что также куличи пекли на каждого члена семьи. Один кулич оставляли, чтобы в Родительскую Пасху (через 9 дней после Пасхи), во вторник, принести на кладбище.

Следуя старинному обычаю, яйца обязательно дарили крёстным. Ими менялись по пути в храм с теми, кого встречали по дороге. Поэтому перед тем, как отправиться на пасхальную службу, запасались яйцами. Приготовленные для обмена яйца не показывали, хранили в рукаве, за пазухой. Друг другу передавали яйца и смотрели: кому попадало большое яйцо, тот должен жить много лет. Если попадало яйцо всмятку, у того и жизнь пойдёт всмятку. По поверью, яйца с крестами обладали более сильным магическим действием. Их бросали против ветра, града, а во время пожара – на крыши построек, чтобы остановить огонь. Шелухой крашеных яиц лечили царапины, желудки.

Во многих семьях пасхальное яйцо клали к иконам и хранили в течение года («лежит от Пасхи до Пасхи»). Существовал запрет выбрасывать это яйцо: его можно было закопать в землю, скормить скоту или унести в  Радуницу, Семик на кладбище. Зафиксированы представления, что пасхальное яйцо не портится, наделено защитными и целебными свойствами: оберегает дом от пожара, если находится в  доме или помогает тушить огонь. Яйцо использовали при лечении скота: им проводили по хребту заболевшего животного.

На Пасху обязательно готовили оладьи и картофельные шаньги – кулики. Кулики относятся к числу старинных блюд. Они заменяли куличи, которые были известны многим православным русским. Куличи стали появляться только в 1930–1940-е годы. Утром все члены семьи обязательно разговлялись яйцами, куликами, пельменями. Бывало, что на солее появлялись оставшиеся с Масленой кулики. Перед употреблением их размачивали в молоке и разогревали в печи. Называли такие кулики паской. Их обязательно запивали молоком.

По окончании церковной службы и разговения в храме священнослужители обходили дома своего прихода. Они христосовались с жителями, освящали жилище святой водой. Дети ходили к родственникам и собирали яйца. Когда приходили за яйцами, то говорили: «Христос воскресе!»

Парни поднимались на колокольни, но звонить разрешалось только тем, кто звонарю давал яйцо или кулик-паску.

 На Пасхальной (Светлой) неделе самым популярным развлечением были дюттян (качели). Перед началом качания качели «заклинали»: «Ноге (опоре) не сломаться, верёвке не рваться, доске не треснуть– хорошо качать». Все игры на Пасху имели обрядовое значение, связанное с будущим урожаем. Для молодёжи время качелей превращалось в праздник семейно-родственных встреч, угощений, близких знакомств.  Качели делали с  брёвен, потом у  кого цепи, у кого что, качались на качелях».; «Качуля была на цепях, такая большая была. И доска, и на доске помногу людей сидели». качели выступают универсальным символом цикличности годовых природных процессов, циклического движения солнца и цикличности времени.