На страницы главной научной газеты УрО РАН попали материалы, посвященные летним экспедициям биологов, археологов и геологов.

Об аварийно-спасательных раскопках Вымского археологического отряда Института языка, литературы и истории в Княжпогостском районе рассказала руководитель работ сотрудник сектора сохранения и популяризации археологического наследия ИЯЛИ Анастасия Белицкая в статье «В колыбели народа коми». В нынешнем полевом сезоне для выявления особенностей погребального обряда и фиксации его остатков ученые изучили четыре захоронения, два из которых носили следы сильных разрушений. В грабительских отвалах одного из погребений найдены обломки железного кольца и две стеклянные бусины: синяя и посеребренная. Захоронения, меньше пострадавшие от грабителей, преподнесли сюрприз: в них найдены остатки двух скелетов.

В ходе летних экспедиций на Северный и Южный Тиман сотрудники Института геологии совместно с коллегами из СПбГУ и Института Карпинского (Санкт-Петербург) исследовали отложения девонского периода с целью уточнения их генезиса, возраста и строения. Они собрали коллекцию палеонтологических образцов, представляющих не только научную, но и музейную ценность. На Южном Тимане, под Ухтой, ученым удалось обнаружить новое местонахождение девонских рыб. Информацией с журналистами поделился научный сотрудник лаборатории палеонтологии Института геологии Павел Безносов в статье «Древние рыбы и гигантский моллюск».

«Сохраним стрелолист». Старший научный сотрудник отдела флоры и растительности Севера Института биологии Борис Тетерюк рассказал об исследованиях в Усть-Цилемском районе, в заказниках «Пижемский», «Светлый», «Мыльский» и «Номбургский» в рамках программы мониторинга состояния популяций охраняемых видов растений, занесенных в Красную книгу Республики Коми. Спонсором работ стало предприятие «Боксит Тимана» компании РУСАЛ. Стрелолист плавающий на объектах природно-заповедного фонда Республики Коми не охраняется. И хотя в целом состояние популяции оценивается как достаточно стабильное, ученые считают, что для охраны этого редкого вида на Ямозере хорошо бы организовать флористический заказник.

Об итогах экспедиции в комплексный региональный заказник «Оченырд» на крайнем северо-востоке Республики Коми в районе слияния рек Большой Кары и Малой Кары рассказал заведующий отделом экологии животных Института биологии Василий Пономарев в статье "Краснокнижные виды под угрозой". Одной из основных задач экспедиционного отряда было изучение разнообразия рыбного населения верховьев реки Кары, в том числе популяционно-генетической структуры, пищевых связей и особенностей экологии арктического гольца. Мониторинг редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов на территории республики проводится в рамках договора с республиканским Центром ООПТ и финансируется предприятием «Боксит Тимана» компании РУСАЛ.

Электронная версия газеты "Наука Урала" по активной ссылке.