В июле 2024 г. Вымский археологический отряд Института языка, литературы и истории ФИЦ Коми НЦ УрО РАН под руководством А.Л. Белицкой проводил аварийно-спасательные раскопки в Княжпогостском районе Республики Коми.

  Долину р. Вымь иногда называют «колыбелью народа коми», поскольку здесь известно большое количество археологических памятников эпохи средневековья, оставленных предками коми-зырян. Печальным фактом остаётся и то, что уже много лет эти памятники разрушаются так называемыми «чёрными копателями». Целью полевых работ 2024 г. было исследование части одного из таких памятников – могильника в окрестностях дер. Отла, разрушенного кладоискателями.

  Некрополь, выявленный сотрудником Коми краеведческого музея Л.Л. Косинской в 1975 г., ранее не исследовался раскопками, сведения о нём были крайне скудны. В ходе разведки ею было вскрыто одно погребение, обряд погребения определён как кремация. Из-за отсутствия датирующих вещей в погребении могильник был датирован широко – XI-XIV вв., всем временем существования вымской археологической культуры.

  После установления в 2015 г. границ территории объекта археологического наследия он был сильно разграблен кладоискателями – так или иначе пострадало больше половины найденных погребений. Для выявления особенностей погребального обряда и фиксации его остатков в полевом сезоне 2024 г. изучено четыре погребения, два из которых носили следы сильных разрушений, ещё у двух фиксировались компактные вкопы в виде закопушек.

          

    В ходе работ установлено, что одно погребение полностью разрушено, от него не сохранилось никаких следов. Вынутый кладоискателями грунт был просеян, в нём найдены мелкие оплавленные изделия из цветного металла, предположительно остатки украшений, и мелкие кальцинированные косточки. Ещё одно погребение разрушалось дважды – ранее, в неопределённое время, возможно, в XIX в., и в современности. Его контуры прослежены только на уровне дна: яма овальной формы вытянута в направлении СВ-ЮЗ. В грабительских отвалах найдены обломки железного кольца и две стеклянные бусины: синяя и посеребренная.

  Зато погребения, меньше пострадавшие от грабителей, преподнесли сюрприз: в них найдены остатки скелетов двух индивидуумов, захороненных по обряду ингумации. Оба умерших лежали на боку, подогнув колени; рядом с черепом одного из них найдена прядь волос русого цвета. В заполнении одной из могильных ям найдены мелкие оплавленные изделия из цветного металла, в двух случаях угадываются остатки бубенчиков от составных шумящих украшений. Возможно, это женское захоронение.

  

   Все четыре могилы в верхних слоях содержали мелкие кальцинированные кости; на уровне древней дневной поверхности они перекрывались обугленными досками. Таким образом, ранее высказанный тезис о кремации как обряде захоронения был скорректирован. Пока неясно, кому принадлежали мелкие фрагменты костей, возможно животным. В таком случае можно предполагать, что это следы погребальной тризны. Однако несомненным представляется господство трупоположения как господствующем способе погребения умерших. Оплавленность всех металлических находок позволяет предположить, что одежду и украшения умершего могли сжигать где-то на стороне и ссыпать в могильную яму в процессе погребения.

 Из-за немногочисленности и плохой сохранности находок датировка памятника по-прежнему затруднена. По наличию фрагмента шаровидного бубенчика с линейной прорезью и бусам можно предположить его принадлежность к позднему этапу существования вымской культуры – не ранее XIII в.

  Сложность и неожиданность полевых работ, преподносящих ежедневные сюрпризы, преодолевались благодаря слаженной работе членов Вымского отряда и волонтёров, которые заслуживают отдельной благодарности: Н.А. Конюхов, А.Р. Игушев, Д.П. Мирошник, П.А. Бешкарев, В.Е. Сундукова, А.С. Макаров, К.О. Зоринов, С.Л. Муравский, А.И. Волков, Е.В. Гурович, А.О. Басенко.

 Особая благодарность всего отряда главе администрации СП «Шошка» О.Н. Никифоровой за помощь, неравнодушие и отзывчивость.

Младший научный сотрудник сектора сохранения и популяризации археологического наследия ИЯЛИ Анастасия Белицкая