Еще сравнительно недавно дикий северный олень – Rangifer tarandus (Linnaeus, 1758) в России имел обширный практически сплошной ареал, но в настоящее время распространение вида носит четко выраженный очаговый характер. Наиболее ярко это проявляется в европейской части страны. Численность вида здесь оценивается в 10-11 тыс. особей. Это в три раза меньше, чем в 1990-х гг. и в пять раз меньше, чем в 1970-1980-х гг. Олень сохранился в ряде неравновеликих очагов в пределах Мурманской и Архангельской областей, Ненецкого автономного округа, республик Карелия и Коми и Пермского края. В Кировской области известны встречи животных, изредка заходящих сюда из соседних регионов. Ученые Института биологии Коми НЦ УрО РАН считают, что основополагающими факторами исчезновения вида повсеместно были и остаются трансформация среды обитания и браконьерство.

   Снижение численности северного оленя в регионах европейской России стало поводом для занесения этого вида в региональные Красные книги. В Республике Коми Rangifer tarandus впервые взят под охрану в 2009 г. В 2020 г. все популяции европейского подвида северного оленя занесены во второе издание Красной книги России.

  По данным ученых Института биологии Коми НЦ УрО РАН, которые осуществляют регулярный мониторинг популяций северного оленя, к настоящему времени ситуация в Республике Коми улучшилась. Согласно материалам зимних маршрутных учетов средняя численность вида в 2012-2023 гг. составила 3,96 тыс. особей против 1,87 тыс. в 1999-2011 гг. По мнению специалистов, основной причиной роста численности оленя стали изменения в размещении населения республики и улучшение его экономического положения.

                   Рис. 1. Следы тебеневки диких северных оленей в бассейне р. Ропча). Фото автора.  Фото автора   Рис.2. Следы четырех диких северных оленей в бассейне р. Коин. Фото автора.

  

  В период с 05 по 12 марта 2024 г. сотрудниками отдела экологии животных Института биологии Коми НЦ УрО РАН в рамках мониторинга видов, занесенных в Красную книгу Республики Коми (2019) совершен экспедиционный выезд на территорию МО МР «Княжпогостский» в места обитания локальных группировок дикого северного оленя. Спонсором мониторинговых работ выступило предприятие «Боксит Тимана» компании РУСАЛ. 

  Фото автора 

  Сбор сведений о распространении, характере пребывания и численности вида вели путем объезда на снегоходах районов предполагаемого обитания животных и фиксации следов их жизнедеятельности. В процессе полевых работ были обследованы угодья, расположенные в бассейнах рек Ропча, Иоссер, Коин (левобережная часть бассейна р. Вымь). Следы пребывания оленей отмечены в угодьях по рекам Ропча и Коин.

  В бассейне р. Ропча зарегистрированы множественные следы жизнедеятельности животных: собственно следы, тропы, следы тебеневки (рис. 1). К сожалению, определить численность оленей не удалось, поскольку к моменту обследования данного района животные его покинули, а их следы в значительной степени были занесены снегом. Тем не менее, с высокой долей вероятности можно считать, что обнаруженные следы принадлежали группировке животных численностью порядка нескольких десятков особей. 

  Во многом сходная ситуация отмечена в бассейне р. Коин. Здесь также зарегистрированы старые (давность порядка 2-2,5 недели), а также относительно свежие (давность 2-3 дня) и свежие (суточные) следы пребывания оленей. Старые следы оставлены группой животных численностью в несколько десятков особей. Относительно свежие следы принадлежали группе оленей, насчитывающей  порядка десяти особей. Свежие следы принадлежали четырем особям (рис. 2).

  Собранные в ходе полевых работ сведения, а также материалы наблюдений прошлых лет позволяют утверждать, что в обследованных районах все еще сохраняются устойчивые группировки дикого северного оленя численностью как минимум в десятки особей. Указанные группировки подлежат регулярному мониторингу, поскольку являются потенциальными источниками для восстановления локальных группировок вида в средней тайги Мезенско-Вычегодской равнины (нижнее течение р. Вымь, бассейн средней Вычегды).

 Младший научный сотрудник отдела Экологии животных

Института биологии Коми научного Центра  Уральского отделения РАН

Королёв А.Н.