18 июня 2024 года исполняется 150 лет со дня рождения первого директора Базы АН СССР в Коми АССР, выдающегося ученого в области железнодорожного транспорта Владимира Николаевича Образцова.

  База АН СССР в Коми АССР была организована в 1944 г. на базе эвакуированных в Сыктывкар Кольской и Северной баз АН СССР. Создание Базы способствовало быстрому вовлечению в хозяйственный оборот  богатых природных ресурсов, а также решению фундаментальных задач теоретического и прикладного характера. На момент создания Базы, в ее составе были два отдела: геологический и биологический, а также сектор гидрологии и гидробиологии.

  Академик Владимир Николаевич Образцов был назначен директором Базы АН СССР в Коми АССР 14 декабря 1944 года решением Президиума АН СССР. Основные труды ученого были посвящены проектированию железнодорожных станций и транспортных узлов, вопросам станционного хозяйства, плановому распределению сортировочной работы на сети железных дорог, взаимодействию и развитию различных видов транспорта. Научные интересы академика были тесно связаны с Коми АССР. В.Н.Образцов руководил изысканиями железнодорожной линии Усть-Сысольск – Усть-Ухта, активно участвовал в разработке проектов Северо-Печорской железнодорожной магистрали. Учитывая глубокие знания региона, Владимира Николаевича пригласили возглавить Базу АН СССР в Коми АССР. К этому времени он был членом Президиума АН СССР, заместителем председателя Совета филиалов и баз.

  В.Н. Образцов руководил базой опираясь на собственный богатый опыт организации науки. Основная задача директора заключалась в осуществлении руководства и контроля научной, научно-организационной и хозяйственной деятельностью, расстановкой и подготовкой кадров. Большое значение имел авторитет ученого у руководства Академии наук и местных властей. Однако солидный возраст и ухудшающееся состояние здоровья не позволяли Владимиру Николаевичу переехать в Сыктывкар. Базой АН СССР в Коми АССР он управлял дистанционно, постоянно проживая в Москве. Приезжал в Сыктывкар в августе 1945 г. и августе 1946 г.

   Работа в Базе совпала с последним этапом жизни В.Н.Образцова. Из личных дневников можно узнать, что работал он в последние годы дома или в больнице. Однако, если Владимир Николаевич посещал президиум Академии наук, то заходил в Совет филиалов и баз, где достаточно хорошо знали вопросы, связанные с Базов в Коми. Дома академик принимал аспирантов Базы, которые приезжали в Москву на учебу. В.Н. Образцов руководил Базой АН СССР в Коми АССР с 1944 по 1948 г.  (По книге Самарина А.В. "История Коми научного центра Уральского отделения АН СССР: становление и развитие (1944-1991 гг.).)

Визит директора Базы АН СССР в Коми АССР, академика В.Н. Образцова в Сыктывкар. 1946 г.

  Визит академика В.Н. Образцова в Сыктывкар. 1946 г. 

   Владимир Образцов происходил из купеческой семьи. Он родился 6 июня 1874 года в Николаеве Херсонской губернии, там же окончил гимназию с золотой медалью, а затем – Петербургский институт инженеров путей сообщения.

 Окончив институт в 1897 году, молодой инженер отбывал воинскую повинность в военно-инженерных войсках, после которой работал на изысканиях и строительстве Московско-Виндавской железнодорожной линии, затем инженером отдела службы пути на Николаевской железной дороге (ныне – Октябрьской), потом инженером технического отдела на Московско-Курской и позже на Московско-Ярославско-Архангельской дороге (ныне участки разделены между Московской и Северной железными дорогами). Научная и педагогическая деятельность В.Н. Образцова в ИМИУ-МИИТ продолжалась с 1901 до 1949 года. С 1924 года он возглавлял вновь созданную и первую в стране кафедру «Станции и узлы».

  В январе 1939 года ученый был избран действительным членом АН СССР. В 1942 году академик В.Н. Образцов удостоен Государственной премии 1-й степени, а 22 марта 1943 г. ему присуждена вторая Государственная премия 2-й степени. В этом же году присвоено звание генерал-директора движения I-го ранга.

  В.Н. Образцов умер 28 ноября 1949 г. после продолжительной болезни. Похоронен на Новодевичьем кладбище в г. Москве.

Наиболее значимые факты о вкладе В.Н. Образцова в науку и развитие транспортной отрасли:

  1. В.Н. Образцов впервые разработал и сформулировал основные научные принципы проектирования железнодорожных станций, послужившие исходными установками при составлении крупных проектов железнодорожных станций в России.
  2. Обосновал размещения сортировочных станций на сети железных дорог, и фактически это стало началом составления сетевых и дорожных планов формирования поездов. Внедрение единого для сети железных дорог плана формирования поездов позволило к 1940 году увеличить грузооборот на сети в 4,5 раза, среднесуточный пробег вагонов – в 2 раза, средний вес поезда – в 2,25 раза по сравнению с 1913 годом.
  3. В 1921 году В.Н. Образцов возглавил Совет по проекту новой Москвы. Благодаря его предложениям в Московском узле были проведены работы по переустройству соединительных путей, постройке новых парков на многих станциях узла, дополнительной укладке вторых, третьих и четвертых главных путей на головных участках.
  4. Заслугой В.Н. Образцова стало предложенное комплексное решение проблемы метрополитена и глубоких вводов для пригородного железнодорожного движения с возможностью выхода поездов метрополитена на железнодорожные линии, обеспечивая беспересадочное сообщение пригородных пассажиров до любой точки в центре города.
  5. В 1932–1933 годах В.Н. Образцов был организатором двух бригад из студентов, аспирантов и преподавателей МИИТ, которые по заданию НКПС подготовили проекты переустройств 35 крупнейших транспортных узлов страны, в том числе г. Москвы, г. Ленинграда, Донбасса, Кузбасса, станций Пермь, Ярославль и ряда других.
  6. Заключение Правительственной экспертизы по проекту первой линии Московского метрополитена в 1933 году также подписано председателем Транспортной группы В.Н. Образцовым.
  7. В.Н. Образцов был одним из организаторов создания Всесоюзного научно-исследовательского института промышленного транспорта (ВНИИПТ), (1931–1939).

Лично работал над проектами важнейших железнодорожных узлов крупнейших гигантов металлургии – Магнитогорского, Запорожского и Кузнецкого комбинатов, Уралэлектромаша и др.

  1. В.Н. Образцов повлиял и на развитие туризма в нашей стране. Принимая участие в планировке развития районов Черноморского побережья Кавказа и Крыма. Владимир Николаевич поставил перед Правительством страны вопрос о строительстве пассажирских подвесных канатных дорог. Такие дороги на горе Эльбрус, Ай-Петри и Машук впоследствии были построены. Под руководством В.Н. Образцова был выполнен проект фуникулера в г. Сочи (первый в нашей стране).
  2. В 1938 году В.Н. Образцов обосновал необходимость организации в Академии наук СССР Секции по научной разработке проблем транспорта, был назначен ее руководителем (до 1949 года). Позже Секция была преобразована в Институт комплексных транспортных проблем при Госплане СССР (ныне – Научный центр по комплексным транспортным проблемам Министерства транспорта Российской Федерации).
  3. В первые дни Великой отечественной войны по инициативе В.Н. Образцова перед Секцией АН СССР были поставлены задачи разработки мероприятий по снижению искрения в рабочем контактном проводе – электрические железные дороги, трамваи и троллейбусы создавали, особенно в темное время суток, своим искрением демаскировку города, что ставило под угрозу безопасность столицы во время воздушных налетов. Уже 12 июля 1941 г. (через 20 дней после начала войны) решения были переданы Главному управлению противовоздушной обороны Москвы в реализацию.
  4. В октябре 1941 года В.Н. Образцов был командирован на Урал, где включился в работу специальной комиссии АН СССР по разработке мероприятий по мобилизации ресурсов на оборону страны. Академик разработал целую серию научно-исследовательских тем, посвященных увеличению пропускной и провозной способности железных дорог страны. Отдельный блок исследований был посвящен перспективам развития и технического перевооружения железных дорог, автотранспорта, водного, воздушного и промышленного транспорта, узкоколейных железных дорог и городского транспорта в послевоенные годы.
  5. Мало кто знает, что развитием детских железных дорог наша страна также обязана В.Н. Образцову. Он активно участвовал в разработке идеологии и с 1936 года был председателем Совета содействия строительству детских железных дорог (ДЖД). По инициативе грузинских школьников в 1935 году в г. Тифлисе была открыта ДЖД (официально считается теперь первой в мире).
  6. В.Н. Образцов создал теорию расчета сортировочных горок с учетом климата, соблюдения конструктивных и других условий расчета. Под его руководством был создан новый тип стрелочного перевода, что привело к сокращению расходов на сооружение сортировочных горок за счет уменьшения длины стрелочного перевода.
  7. В 1945 году Владимир Николаевич вернулся к очень важной довоенной теме – комплексное развитие и взаимодействие различных видов транспорта. В своей работе «К вопросу о комплексной теории развития транспорта» академик обосновывал идею: транспорт нельзя изучать, рассматривать и использовать иначе, как в комплексе, поскольку все виды транспорта переплетаются и влияют друг на друга.

  В честь В.Н. Образцова названы улицы в гг. Москве, Челябинске, Ртищево, Николаеве, Днепре и Иркутске. В 2023 году Правительством Российской Федерации учреждена премия в области транспортной науки и техники имени Владимира Николаевича Образцова, вручаемая ежегодно в День работника транспорта – 20 ноября.

  Российская академия наук совместно с Министерством транспорта Российской Федерации 18 июля 2024 года в Большом зале РАН проводит научно-практическую конференцию, посвященную 150-летию со дня рождения великого русского ученого-транспортника Владимира Николаевича Образцова.