В Научной библиотеке Коми научного центра открылась выставка, посвященная к 135-летию со дня рождения Питирима Александровича Сорокина, великого мыслителя XX века, социолога и культуролога, одного из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.

           

  На выставке представлены собрание сочинений Питирима Сорокина, автобиографический роман "Долгий путь" на русском и коми языке, сборники научных трудов о нем, биобиблиографические указатели.

  С выставкой можно познакомиться также на сайте библиотеки, пройдя по ссылке: Тематическая выставка 19

  Питирим Сорокин родился 23 января (4 февраля) 1889 года в селе Турья Яренского уезда Вологодской губернии, сейчас это Княжпогостский район Республики Коми. После смерти матери в 1894 году, вместе с братом и отцом странствовал по селениям, расписывая церкви. Окончил церковно-приходскую школу, затем церковно-учительскую духовную семинарию в Костромской губернии. С 1910 по 1914 год обучался в Петербургском   университете на юридическом факультете, впоследствии сам преподавал.  

 Февральские события 1917 года в России привели Сорокина на пост редактора эсеровской газеты «Дело народа». Он был участником I Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов, был избран членом ЦИК, женился. Октябрьскую революцию Питирим Александрович встретил предосудительно. От партии эсеров он вошел в состав депутатов Учредительного собрания. Разочаровавшись в деятельности эсеров, написал Ленину покаянное письмо, что спасло ученого от расстрела. В 1922 году Питирим Сорокин на «философском пароходе» был выслан из страны.

  После высылки поехал в Берлин, потом — в Прагу. В 1923 году переехал в Америку, где сделал себе имя всемирно известного профессора. В 1931 году создал и возглавил социологический факультет в Гарвардском университете. А в 1965 году Питирим Сорокин стал президентом Американской социологической ассоциации.

  Питирим Сорокин разработал много теорий, но самыми «медийными» являются теории социальной мобильности и социокультурной динамики. 

  По теории социальной мобильности, любое общество делится на слои, по которым «путешествуют» люди. «Перемещения» бывают двух типов — горизонтальные (женитьба) и вертикальные (разжалование офицера).

  Теория социокультурной динамики описывает три типа цивилизации: идеационную, сенситивную и идеалистическую. Идеационный тип основан на вере в Бога, сенситивный — на главенстве богатства и комфорта. Идеалистическая цивилизация совмещает два предыдущих типа.