«Ура! Мы молодцы! Здорово!» - доносились звонкие голоса юных игроков интеллектуальных игр из аудитории Президиума ФИЦ Коми НЦ УрО РАН , где проходила игра-квиз «Наука от СМС-ки до синхротрона», посвященная Дню науки. Праздник провел Совет молодых ученых ФИЦ Коми НЦ УрО РАН.
Игра — это средство развития интеллекта и эрудиции детей и подростков, причем, в отличие от предметных олимпиад, научных конференций и других конкурсов, игры позволяют превратить серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, увлекательное состязание и просто праздник.
В интеллектуальные игры с интересом играют как малыши, подростки и даже взрослые. Интеллектуальная игра-квиз — это вид игры, который основан на применении игроками своего интеллекта или эрудиции. В интеллектуальных играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни и разделов науки, что способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов, положительной мотивации, поддерживает эмоциональный настрой, побуждают к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора.
- День российской науки дал старт обновленному научно-просветительскому проекту «Наука на колесах», реализуемому в 2025 году совместно с Национальной библиотекой Республики Коми при поддержке Росмолодёжь.Гранты.
«Наука на колесах — 2025» началась с квиза «Наука: от СМС-ки до синхротрона».
- В квизе соревновались учащиеся Коми республиканского лицея при СГУ и Лицея для одаренных детей. Участники показали высокий уровень знаний и сообразительности — победившая команда «Блок Вата» набрала 26 из 30 возможных баллов, а командам «2x2», «5+1», «Мысли шииире» и «А вы любите розы?» не хватило совсем немного для победы.
- Все участники квиза получили памятные подарки — книжные закладки с выдающимися учеными Республики Коми и значки, разработанные в рамках нашего другого проекта «Наука в лицах — ученые Коми», памятные сувениры с юбилейной символикой ФИЦ Коми НЦ УрО РАН , канцелярские принадлежности, которые могут принести удачу на контрольных испытаниях.
- На квизе был представлен новый научный значок «Фуллерен — наномячик» с молекулой, являющейся одной из аллотропных модификаций углерода и основой для создания наноструктурированных материалов.
Все фото с мероприятия смотри в альбомах:
vk.com/album-209013631_3063...
vk.com/album-158021748_3062...
Редакция БНК и Центр по ООПТ Коми совместно с учеными Коми научного центра продолжают рубрику о редких видах, обитающих в республике. В новом материале рассказали о необычном виде – сибирском углозубе.
Сибирский углозуб — небольшая хвостатая амфибия встречается в редких местах республики, может выжить на холоде, но жар ее убьет. Длина взрослых животных составляет 12-14 сантиметра, масса тела — 6–9 грамм. Тело углозуба продолговатое и округлое, голова широкая и приплюснутая. Хвост слабо сжат с боков. На боках с каждой стороны имеются по 11–13 поперечных бороздок. Окраска спины темно-бурая или темновато-серая с широкой полоской светло-оливкового цвета, которая тянется вдоль середины спины от головы к кончику хвоста. По краям полоски иногда разбросаны мелкие темные пятна. Брюхо серое. На задних конечностях по четыре пальца.
В России сибирский углозуб встречается от восточных районов Архангельской, Кировской областей, Пермского края, Нижегородской области до Камчатки и Сахалина. Конкретно в Коми непостоянно отмечается по всей территории. Углозуб населяет влажные хвойные и смешанные леса, реже его можно увидеть на верховых болотах и лугах.
Продолжительность жизни амфибии достигает девяти лет. Половая активность наступает на третьем: в мае–начале июня углозуб выходит с мест зимовок и откладывает икру, причем делает это в одних и тех же водоемах. Продолжительность репродуктивного периода колеблется от 5 до 15 дней. Среднее число икринок в кладках значительно варьирует как по районам, так и по разным водоемам.
Так, в окрестностях Сыктывкара средняя плодовитость —181 яйцо, в Печоро-Илычском заповеднике — 127. Кладка представляет собой два икряных мешка спиральной формы и крепится на стебли растений. Это предохраняет ее от преждевременного высыхания. Метаморфоз занимает обычно не менее 80 суток. Взрослые животные после размножения покидают водоемы и ведут сухопутный образ жизни. Углозубы активны ночью. Питаются пауками, жуками и червями. В качестве убежищ и мест зимовок используют различные углубления в почве, кочки, валежник и норы грызунов.
Углозуб — холодостойкий вид, который активен при температуре около нуля по Цельсию. Взрослые особи способны переносить понижение температуры тела до минус 35–40 градусов. Даже икра выдерживает кратковременное вмерзание в лёд, а взрослые углозубы могут долго сохранять жизнеспособность в замороженном состоянии, «оживая» после оттаивания. А при температуре выше плюс 27 градусов Цельсия амфибии могут погибнуть даже в тени.
В Коми известно только девять поселений углозуба. Три из них находятся на территории равнинного района Печоро-Илычского заповедника на площади около 15 тысяч гектар. Здесь в период размножения численность животных в локальных поселениях колеблется от 20 до 250 особей, ученые отмечают отчетливую тенденцию к сокращению их количества. Дело в том, что есть ряд лимитирующих угроз. К естественным относятся сокращение ареала, грибковые инфекции, вызывающие гибель икры в кладках. Есть антропогенные — нарушение состояния нерестовых водоемов. Чтобы защитить вид, введены меры охраны в Печоро-Илычском заповеднике. Но, по мнению исследователей, необходимо также сохранение нерестовых водоемов в неохраняемых местах обитания вида, перенос кладок из водоемов размножения в новые для формирования новых мест обитания.
Подготовлено при поддержке научного сотрудника Института биологии Коми научного центра Анатолия Петрова и
ведущего научного сотрудника Печоро-Илычского заповедника Анатолия Бобрецова
Вчера в Институте биологии Коми научного центра прошла XXVI Республиканская школьная конференция научно-исследовательских работ по экологии: Забоевские чтения. В мероприятии приняли участие более 46 слушателей и докладчиков: школьники, учителя, специалисты центров дополнительного образования, ученые Коми научного центра.
На конференции было сделано 16 устных докладов учащимися из г. Сыктывкара, с. Выльгорт, с. Зеленец Сыктывдинского р-на, с. Щельябож Усинского р-на, г. Воркуты, д. Аристово Вологодской области. Из них 3 - онлайн (г. Воркута - 2 доклада и д. Аристово - 1 доклад).
Работа конференции проходила по двум секциям.
На первой секции «Экология животных и человека, влияние человека на окружающую среду» было заслушано 7 докладов: 4 офлайн и 3 онлайн доклада.
Первое место (Диплом I степени) вручен за онлайн-доклад Добриной Софье, ученице 10 кл. Дворца творчества детей и молодежи г. Воркуты, тема доклада «Сравнительный анализ состава и физико-химических характеристик шампуней на примере популярных брендов». Диплом II степени получила ученица 5 кл. Белых Варвара, РЦЭО г. Сыктывкара за доклад «Исследование хищных клопов в тепличном комбинате ООО «Пригородный» и дипломом III степени награждена Боковикова Мария, ученица 10 кл. Коми республиканского лицея при СГУ, г. Сыктывкар за доклад «Сравнительная динамика активности нападения на человека комара Aedes leucomelas (Diptera: Culicidae) в парках г. Сыктывкара».
На второй секции «Экология растений и грибов, влияние человека на окружающую среду» было заслушано 9 докладов школьников из г. Сыктывкара, д. Щельябож Усинского р-на РК и д. Аристово Вологодской обл., из них 1 - онлайн (Вологодская обл.).
Дипломом I степени награжден Комаров Николай за доклад «Исследование кофе на содержание полиароматических углеводородов и жирных кислот», ученик 10 кл. Коми республиканского лицея при СГУ, г. Сыктывкар, диплом II степени получила Пономарёва Татьяна за доклад «Из чего состоит дым электронных сигарет», ученица Лицея № 1 г. Сыктывкара и дипломом III степени награжден ученик 5 кл. 21 школы г. Сыктывкара, слушатель Республиканского центра экологического образования Новаковский Егор за доклад «Исследование хеморецепции у жужелиц».
Заочно в конференции участвовали школьники из детского дома им. Католикова (г. Сыктывкар), школы № 39 г. Воркуты, Лицея-интерната им. М.М. Сперанского, г. Великий Новгород и г. Кашин Тверской области. Всего на конференцию было заявлено 27 докладов, которые после научного редактирования будут опубликованы в виде «Материалов XXVI Республиканская школьная конференция научно-исследовательских работ по экологии: Забоевские чтения» в электронном виде на сайте Малой академии наук Института биологии к маю 2025 г.
Лучшие доклады старшеклассников будут доложены на XXXII Всероссийской молодежной научной конференции «Актуальные проблемы биологии и экологии» в марте 2025 года.
Благодарим куратора экологического отделения Малой академии наук к.б.н. н.с. отдела экологии животных Института биологии Коми научного центра Елену Викторовну Панюкову
за предоставленную информацию
Ссылка на фотографии в официальной группе Коми научного центра "ВКонтакте": https://vk.com/album-158021748_306219284
На площадке Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина в рамках национальной конференции «Февральские чтения» открылась выставка Коми научного центра «Развитие академической науки на Севере».
Февральские чтения состоялись 10 февраля 2025 года. Это знаковое событие для университета и всей научной общественности, она объединяет исследователей для подведения научных итогов.
Традиционная годичная сессия 2025 года приурочена 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и году защитника Отечества. Годы Великой Отечественной войны были трудным периодом в жизни страны. Тем не менее в стране продолжали работать заведения культуры, науки не стала исключением и наша республика.
Прологом конференции стало приветственное слово директора ФИЦ Коми НЦ УрО РАН С.В. Дёгтевой и открытие выставки Коми научного центра «Развитие академической науки на Севере» на площадке СГУ им. Питирима Сорокина.
Светлана Владимировна акцентировала внимание на том, что именно в «роковые годы» в Сыктывкар эвакуировались два академических учреждения: Кольская и Северная Базы Академии наук СССР, которые были объединены в Базу АН СССР по изучению Севера. В тяжелых условиях военных лет ученые заложили основы планомерного исследования минерально-сырьевой базы для нужд обороны, выявления территорий, пригодных для сельскохозяйственного освоения, повышения урожайности сельскохозяйственных культур и расширения их ассортимента, внедрения в производство простейших приемов по заготовке и переработке растительного сырья, изучения почв, внутренних водоемов с целью рыбохозяйственной оценки, разнообразия растительного и животного мира европейского Северо-Востока страны.
После появления в регионе научных учреждений начинается социально-культурная и экономическая трансформация, увеличился многократно его научный потенциал. Но какой ценой сверхчеловеческих усилий доставался результат научной деятельности… С колес подвод, с трапа теплохода, с гороховой кашей в качестве провизии, в прохудившихся палатках, прикрывших лапником, многие ученые проводили исследования ресурсов Севера и в кратчайшие сроки готовили итоговые научные отчеты и выводы. С самого начала в стенах научной Базы сформировались и развивались исследования по самым актуальным для региона направлениям: геология, биология, экономика и энергетика, изучение истории и культуры народа коми. Сначала исследования проводили соответствующие отделы при Президиуме, которые со временем были реорганизованы в институты, а сам Президиум стал фундаментом для формирования новых научных направлений.
В 1944 г. в СССР повсеместно начался процесс реэвакуации академических учреждений из тыловых районов на запад страны. При этом многие руководители регионов (на Урале, в Заволжье) ратовали за сохранение академических стационаров на вверенной им территории. С такой просьбой к Правительству страны обратился совнарком Коми АССР. Обычно Президиум АН СССР отказывал в подобных просьбах, мотивируя это отсутствием финансовой, материально-технической и кадровой возможности расширять сеть своих организаций.
Однако директивные органы нашей республики не согласились с отрицательным решением, заявили протест и повторно направили в Москву соответствующие документы. В них отстаивалась точка зрения сохранения академической научной базы в регионе.
На пленарном заседании Февральских чтений выступил Самарин Алексей Викторович, к.и.н., ст. науч. сотрудник ИЯЛИ ФИЦ Коми НЦ УрО РАН с докладом «Научные исследования в Коми АССР в годы ВОв».
Интересный факт – в советские времена День науки отмечался в третье воскресенье апреля. При выборе даты руководствовались тем, что в 1918 году между 18 и 25 апреля В.И. Ленин составил «Набросок плана научно-технических работ», а после 1961 года праздник дополнительно связывали с первым полётом человека в космос.
С 1999 года ежегодно 8 февраля российское научное сообщество отмечает свой профессиональный праздник – День российской науки. Это праздник всех тех, кто самоотверженно посвятил свою жизнь научной и исследовательской деятельности.
Научная библиотека Коми научного центра подготовила традиционную выставку ко Дню науки. В этом году мы сосредоточились на названиях тематических книг, некоторые из них – повод задуматься, другие – повод вспомнить, а ещё есть книги-пожелания.
Автор книги «Испытание наукой» М.В. Гецен рассказывает о цене, которую учёные платят за получение новых знаний.
«Творчество в науке» известного итальянского физика Антонио Дзикики посвящена вопросам творческого подхода к решению научных проблем. Не только подходах таится творчество в повседневности учёного, доказательство – «Художественно-поэтический ракурс отдела энергетики».
«Научная мысль как планетное явление» – вершина творчества В.И. Вернадского, грандиозный итог раздумий о судьбах научного познания, о взаимоотношении науки и философии, о будущем человечества, в котором научная мысль и наука рассматриваются как важнейшие силы преобразования и эволюции планеты.
В год 80-летия Победы мы не можем не вспомнить огромный вклад учёных, сражавшихся на полях Великой Отечественной войны и «сражавшихся» в тылу. На выставке представлены книги-воспоминания, книги-благодарности всем исследователям РАН, которые самоотверженным ратным и научным трудом подарили нам Победу.
«Всё высокое и прекрасное в нашей жизни, науке и искусстве создано умом с помощью фантазии, и многое – фантазиею при помощи ума. Можно смело утверждать, что ни Коперник, ни Ньютон без помощи фантазии не приобрели бы того значения в науке, которым они пользуются», – сказал Николай Пирогов, величайший хирург и анатом.
Дорогие учёные, исследователи и все неравнодушные, фантазируйте, дерзайте и всегда стремитесь к новому. Пусть каждый молодой учёный станет доктором наук, творцом российской науки, озаряющим будущее! (Эти пожелания тоже есть в наших книгах).