- При объединении будут закрыты лицевые счета институтов. Сохранят ли научные учреждения самостоятельность в распоряжении своими бюджетными и хоздоговорными средствами?

- При реорганизации в форме присоединения Институтов к Центру, Институты получают статус филиала как обособленного подразделения без права юридического лица, с открытием лицевого счета в Управлении федерального казначейства и ведения бухгалтерского учета, т.е. возможность самостоятельно распоряжаться как бюджетными, так и внебюджетными средствами.

Субсидии на выполнение госзадания НИР от Федерального агентства научных организаций будут поступать через Центр с последующим перечислением их в Институты.

На момент завершения реорганизации будет зафиксирован размер базового финансирования (субсидии) каждого филиала по согласованию с руководителями. В дальнейшем, при распределении финансирования, будет учитываться базовая доля каждого подразделения.

Внебюджетные средства РФФИ, РГНФ, хоздоговора НИР и прочие источники будут поступать непосредственно на лицевой счет УФК филиала.

 

- Почему институтам предлагают стать филиалами КНЦ? Разве базовая организация и филиал могут быть в одном городе?

- В ходе реорганизации федеральных государственных учреждений путем присоединения реорганизуемые учреждения могут войти в состав объединенного учреждения в качестве структурных подразделений учреждения.

Статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право юридических лиц на создание обособленных подразделений юридического лица в форме филиала или представительства.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Таким образом, реорганизуемые учреждения целесообразно присоединять к базовому учреждению в форме филиалов.

Филиалы не являются юридическими лицами. Филиалы действуют на основании утвержденного ему положения, имеют собственную структуру органов управления, определяемую базовым учреждением, могут иметь свой расчетный счет и т.д. Филиалы наделяются имуществом создавшего их юридического лица, однако не обладают правами на закрепленное за ними имущество, в том числе и правом на его отчуждение.

Основанием для создания филиала юридического лица является содержание в его учредительных документах указание на его существование.

В качестве руководителя филиала может быть назначен руководитель присоединяемой организации, на которого возрастное ограничение для занятия данных должностей не распространяется. Руководитель филиала действует на основании выданной руководителем объединенного учреждения доверенности.

Также в рамках реорганизации может быть предусмотрен перевод ранее созданных реорганизуемыми учреждениями филиалов в состав объединенного учреждения.

При принятии решения о сохранении филиалов присоединяемых научных учреждений в качестве филиалов объединенного учреждения сведения о них необходимо указать в уставе объединенного учреждения.

При этом следует иметь в виду следующее. Согласно статье 54 ГК РФ и статье 8 Федерального закона № 129-ФЗ местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах: субъект РФ, город (населенный пункт), улица и дом.

Филиалом не может быть подразделение, имеющее с базовым учреждением один и тот же адрес в соответствии с письмом Минфина России от 21 апреля 2008 г. N 03-02-07/2-73.

Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» сведения о филиалах (в том числе место их нахождения) определены уставом учреждения. В связи с этим, при принятии решения о сохранении филиалов присоединяемых научных учреждений в качестве филиалов базового учреждения сведения о них необходимо указать в уставе базового учреждения.

(Методические рекомендации по реализации научными организациями,
мероприятий по подготовке и проведению реструктуризации п. 7.7)

 

- Создание ФИЦ потребует переоформления всех институтских лицензий, что потребует больших усилий, времени и средств.

- Переоформление лицензий в следующем порядке:

Правопреемнику лицензиата необходимо направить в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, заявление о ее переоформлении с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии, а также оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или лицензию в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в заявлении также указываются новые сведения о лицензиате или его правопреемнике и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.

Заявление о переоформлении лицензии подается в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии (внесение соответствующих изменений в ЕГРЮЛ).

Отдельно следует отметить, что действие выданной лицензии распространяется на деятельность обособленных подразделений организации при условии указания в лицензии мест их нахождения.

(Методические рекомендации по реализации научными организациями,
мероприятий по подготовке и проведению реструктуризации п. 11.14)

 

- Приведет ли объединение институтов к закрытию диссертационных советов?

- Диссертационный совет на базе объединенного учреждения в соответствии с пунктом 69 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2014 № 7 «Об утверждении Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук» (далее – Положение) продолжает действовать.

Диссертационные советы, созданные на базе присоединяемых организаций, прекращают свою деятельность с момента внесения в ЕГРЮЛ данных о прекращении их деятельности.

В соответствии с пунктом 7 Положения диссертационные советы создаются в соответствии с разрешением Минобрнауки России  на базе, в том числе, научных организаций, по областям знаний, соответствующих научным специальностям и отраслям науки, предусмотренным номенклатурой научных специальностей, утверждаемой Минобрнауки России, на основании рекомендаций Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России по ходатайствам указанных организаций с учетом оценки результативности научной деятельности организации (на базе организации, созданной в форме учреждения, - по согласованию с учредителем).

В соответствии с положениями подпункта «а» пункта 17.1 Административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче по ходатайствам образовательных  организаций высшего образования, образовательных организаций дополнительного профессионального образования и научных организаций разрешений на создание на их базе советов по защите диссертаций (далее – Регламент), утвержденного приказом Минобрнауки России от 27 апреля  2015 г. № 428, объединенному учреждению необходимо вновь получить разрешение на создание диссертационного совета с определением состава диссертационного совета и перечня научных специальностей, по которым диссертационному совету предоставляется право приема диссертаций для защиты предоставляется ходатайство о выдаче разрешения на создание на базе заявителя диссертационного совета согласно приложению № 1 к Регламенту, которое должно содержать обоснование необходимости создания диссертационного совета по заявленным научным специальностям и целесообразности его функционирования на базе заявителя, гарантии обеспечения необходимых условий для работы диссертационного совета, выделения средств, необходимых для рассмотрения и защиты диссертаций, подтверждение согласия кандидатов в члены диссертационного совета на обработку их персональных данных, адрес местонахождения и адрес официального сайта заявителя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При этом необходимо согласование ходатайства об открытии диссертационного совета со стороны учредителя – ФАНО России, которое производится первым заместителем руководителя ФАНО России А.М. Медведевым.

Целесообразно начать подготовку ходатайства о выдаче разрешения на создание диссертационного совета согласно приложению № 1 Регламента заблаговременно, сразу после принятия решения учреждением о реорганизации.

(Методические рекомендации по реализации научными организациями,
мероприятий по подготовке и проведению реструктуризации п. 11.15)

 

- Просим разъяснить разницу между слиянием и присоединением при создании объединенной научной организации.

С целью объединения организаций реорганизация осуществляется в форме слияния или присоединения. Преимущественной формой является присоединение по следующим основаниям:

1. Слияние - предусматривает создание нового юридического лица. При присоединении новое юридическое лицо не создается, происходит передача всех прав и обязанностей от прекращаемого юридического лица к существующему юридическому лицу.

2. При слиянии юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации. Регистрация такого юридического лица допускается не ранее истечения срока для обжалования решения о реорганизации (т.е. не ранее истечения 3 месяцев). При присоединении юридическое лицо считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего присоединенного юридического лица (такая запись вносится в ЕГРЮЛ через месяц после второй публикации в СМИ о реорганизации, т.е. по истечению 2 месяцев).

3. При признании судом недействительным решения о реорганизации в форме слияния, действующими остаются все юридические лица, участвовавшие в слиянии, а также новое образованное юридическое лицо (признание судом недействительным решения о реорганизации не является основанием для признания недействительными сделок, совершенных образованным юридическим лицом), при присоединении - юридические лица, участвующие в реорганизации (новых юридических лиц в ЕГРЮЛ не регистрируется).

(Методические рекомендации по реализации научными организациями
мероприятий по подготовке и проведению реструктуризации п. 3 прим. 1)

 

- Почему ФАНО считает присоединение преимущественной формой объединения?

- Из 23 проектов по реорганизации научных учреждений, которые уже реализованы и еще 35, находящихся в процессе реализации нет ни одного проекта по слиянию. Только присоединение к базовой организации. Для этого есть несколько причин. При образовании юридического лица путем слияния все организации, участвующие в процессе слияния, ликвидируются. Все сотрудники увольняются. Между ликвидацией юридического лица и образованием нового законодательством предусмотрен временной промежуток, когда можно обжаловать (в том случае, если у организации есть невыполненные обязательства) ликвидацию организации. Следовательно, в течении месяца, а как правило большего времени, сотрудники научных учреждений будут уволены из ликвидированной организации, но не приняты во вновь организуемое учреждение. Кроме того, при увольнении всем работникам необходимо выплатить предусмотренные законодательством компенсации. В институтах РАН средства на эти цели не предусмотрены.

 

- Почему базовой организацией назначен Коми научный центр? Почему научные учреждения не могут объединиться на базе одного из крупнейших институтов? Это могло бы частично снять вопросы с аккредитацией и лицензированием.

- Этот вопрос обсуждался в Федеральном агентстве научных организаций, были консультации с Академией наук. Сложилось общее мнение, и сам ход реконструкции подтвердил правильность принятого решения. Институты готовы объединяться под научными центрами. Это нейтральный вариант, который наиболее приемлем для всех участников процесса, тем более, что он вытекает из истории Академии наук. Есть многолетняя традиция работы филиалов АН СССР, которая имеет свои положительные стороны. Можно привести много примеров: это и Пермский, и Красноярский научные центры, в которых институты гораздо крупнее базовой организации, но они единогласно приняли решение объединяться на базе центра.

Не следует опасаться того, что институты потеряют от того, что присоединятся к более слабому, в научном плане, Центру. Федеральный исследовательский центр создается в форме присоединения для того, чтобы минимизировать риски, связанные с реорганизацией. В дальнейшем будет создана новая организация, с новой структурой и штатами, новой системой управления, уставом и т.д.

 

- Почему не проводится публичное обсуждение концепции развития Федерального исследовательского центра «Коми научный центр УрО РАН»?

- Необходимо четко различать два этапа. Подготовительный, который проходит до приказа о реорганизации, и затем сама реорганизация. Подготовительный этап начинается с подписания институтами протокола о согласии участвовать в реорганизации. В рамках подготовительного этапа формируется пакет документов. Интеграционная и уставная комиссии при широком участии коллективов институтов, профсоюзов, советов молодых ученых должны разработать программу развития федерального центра, систему его управления и устав. Эти документы будут вынесены на общественное обсуждение, в Российскую академию наук, в Правительство РФ. После одобрения пакета документов Правительство Российской Федерации примет решение о создании Федерального исследовательского центра, после чего будет издан приказ об организации ФИЦ и начнется основной этап реорганизации.

Институты Коми научного центра находятся в самом начале – подписании протокола о согласии участвовать в реорганизации.

 

- Сколько времени займет процесс реорганизации?

- От подписания протокола о согласии участвовать в реорганизации до издания приказа о реорганизации максимально проходит шесть месяцев. Организации, заинтересованные в ускорении процесса, успевают за более короткий срок. После того, как издается приказ о реорганизации, дальнейшие сроки регламентированы жестко, т.к. они связаны юридическими вопросами. Как правило, дальнейшие процедуры заканчиваются в течении трех месяцев.