В 2013 году и ранее работодатели проводили аттестацию рабочих мест. Данная обязанность была закреплена за ними в статье 212 ТК РФ. С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ.

Специальная оценка по условиям труда - это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника.

Результаты специальной оценки условий труда применяются для предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда, обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты, проведения медосмотров, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд России, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Кто должен проводить специальную оценку

Обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагается на работодателя. Специальную оценку должны проводить все без исключения организации, а также индивидуальные предприниматели, принявшие на работу сотрудников.

Роль профсоюза в проведении специальной оценки

Значительно расширена роль профсоюза в проведении оценки условий труда. Помимо включения представителя профкома первичной профсоюзной организации в комиссию по проведению специальной оценки условий труда, профсоюз имеет право получить соответствующее разъяснение по результатам специальной оценки и обжаловать их, а также инициировать проведение внеплановой оценки условий труда.

Какие рабочие места подлежат специальной оценке

С 1 января 2014 г. специальной оценке условий труда подлежат все рабочие места работодателя, независимо от наличия (либо отсутствия) вредных и опасных факторов. Нововведение касается условий труда надомников и тех, кто трудится удаленно (дистанционных работников). В отношении этих рабочих мест специальная оценка не проводится.
Особого внимания заслуживают рабочие места офисных сотрудников. Прежде не было ясности, нужно ли аттестовать их рабочие места. Теперь повода для разногласий нет, поскольку н-каких исключений для офиса в Законе № 426-ФЗ не указано. Специальную оценку рабочих мест офисного персонала нужно проводить в обязательном порядке.

Как часто проводить специальную оценку

По общему правилу специальную оценку необходимо проводить не реже, чем один раз в пять лет. Если же рабочее место было аттестовано до 31 декабря 2013 года, то специальную оценку можно назначить через пять лет с момента предыдущей аттестации. При этом предусмотрен ряд случаев, когда специальную оценку необходимо проводить вне плана, то есть ранее вышеуказанного срока. Прежде всего, это ввод в эксплуатацию новых рабочих мест, изменение технологического процесса, состава применяемых материалов и прочие нововведения, которые способны повлиять на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов. Также внеплановая специальная оценка обязательна при несчастном случае на производстве или профзаболевании, причиной которых послужили вредные и (или) опасные условия труда. Поводом для внеплановой оценки может послужить предписание инспектора труда или мотивированное предложение профкома первичной профсоюзной организации.

Проведение специальной оценки и оформление ее результатов

Основные этапы проведения оценки условий труда:
1) подготовка к проведению оценки условий труда;
2) идентификация вредности (опасности);
3) декларирование соответствия условий труда;
4) измерения и исследования потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
5) оформление результатов специальной оценки условий труда.

1 этап. Для организации и проведения специальной оценки условий труда, работодатель создает комиссию и заключает гражданско-правовой договор со сторонней организацией, аккредитованной на проведение специальной оценки условий труда. В комиссию включаются представители работодателя, представители профкома первичной профсоюзной организации, а также штатный или сторонний специалист по охране труда. Возглавляет комиссию представитель работодателя или сам работодатель.

Сторонняя организация, проводящая специальную оценку - это юридическое лицо, которое соответствует трем критериям. Во-первых, по уставным документам основным видом деятельности такой организации является специальная оценка условий труда. Во-вторых, в штате должны быть не менее пяти экспертов, получивших сертификаты на выполнение работ по специальной оценке. Причем, как минимум один из экспертов должен быть врачом по общей гигиене, либо врачом по гигиене труда или врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям. В-третьих, в организации должна быть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Соответствующие организации и эксперты должны быть занесены в специальный реестр. Кроме того, выбранная работодателем организация, проводящая специальную оценку, должна быть по отношению к нему независимым лицом.
 
Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться оценка с указанием аналогичных рабочих мест (расположенных в одном или нескольких однотипных производственных помещениях).

2 этап. Проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов - сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации утверждаются комиссией.

3 этап. Рабочие места, в отношении которых не выявлены (не идентифицированы) вредные и (или) опасные факторы, заносятся в декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Декларация подается работодателем в государственную инспекцию труда.  Форму и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям разрабатывает и утверждает Минтруд РФ. Срок действия декларации соответствия условий труда - 5 лет. Однако если в этот период произошел несчастный случай на производстве или выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных или опасных факторов, то действие декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.

4 этап. Если комиссией обнаружены вредные и (или) опасные производственные факторы, то они подлежат исследованиям и измерениям. Перечень факторов, подлежащих исследованиям и измерениям, формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, а также исходя из предложений работников.

Результаты проведенных исследований и измерений оформляются протоколами в отношении каждого из вредных и (или) опасных производственных факторов, подвергнутых исследованиям и измерениям.

По их итогам каждому рабочему месту присваивается класс условий труда. Всего таких классов четыре - оптимальный, допустимый, вредный и опасный:
- оптимальные условия труда (1 класс) - условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника;
- допустимые условия труда (2 класс) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены);
- вредные условия труда (3 класс) - условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда.
В свою очередь вредные условия труда делятся на четыре подкласса: первой, второй, третьей и четвертой степени.

5 этап. По окончании специальной оценки комиссия составляет отчет, куда включается ряд сведений. Среди них перечень рабочих мест с указанием выявленных вредных или опасных факторов, протоколы испытаний и измерений, заключение эксперта и прочее.

Далее работодатель должен ознакомить с отчетом каждого работника под роспись в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета комиссией. В этот же период сводные данные специальной оценки условий труда необходимо разместить на официальном сайте организации.

Где используются результаты специальной оценки

По аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки условий труда применяются для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд России, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Также результаты специальной оценки применяются для организации медосмотров, для разработки мероприятий по улучшению условий труда и для иных целей. Полный перечень таких целей приведен в статье 7 Закона № 426-ФЗ.

Руководителям следует учитывать, что за работниками сохраняется право на оплату труда в повышенном размере, если оно было установлено по результатам аттестации рабочих мест, проведенной до 31 декабря 2013 г., то есть до даты вступления в силу Закона № 426-ФЗ.

Также необходимо иметь в виду, что ст. 219 ТК РФ предусматривает право работника на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. И если по результатам специальной оценки условия труда на рабочем месте признаны безопасными, то гарантии и компенсации (включая ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск) работнику не устанавливаются.

Чем грозит отказ от специальной оценки

С 1 января 2015 г. вводится ответственность за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда, как для работодателя, так и для экспертов-оценщиков, которые халатно отнесутся к своим обязанностям.

В новой статье 5.27.1 КоАП РФ за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение предусмотрено предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб., на юридических лиц - от 60 тыс. до 80 тыс. руб. Если нарушение будет совершено повторно, то размер санкции увеличится и составит для должностных лиц от 30 тыс. до 40 тыс. руб., для юридических лиц - от 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб. Вместо штрафа повторно провинившихся должностных лиц смогут дисквалифицировать на срок от 1 года до 3 лет, а деятельность организации приостановить на срок до 90 суток.

Если в организации произошел несчастный случай, то отсутствие результатов специальной оценки может служить доказательством вины работодателя. А если вина будет доказана, руководителя привлекут к уголовной ответственности по статье 143 УК РФ. Эта статья подразумевает наказание в виде штрафа в размере до 400 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до 18 месяцев. Есть и другой вариант наказания - исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на срок до одного года. В случае смерти сотрудника руководителя могут лишить свободы, либо направить на принудительные работы на срок до четырех лет. А в случае смерти двух и более сотрудников руководителю грозит лишение свободы или принудительные работы на срок до пяти лет.